gleban_spb (gleban_spb) wrote,
gleban_spb
gleban_spb

Categories:

История Николаевского дворца - современного Дворца труда.

Я уже писал о воспитанницах женского института им. великой княжны Ксении Александровны.


Воспитанницы Ксенинского института.
http://www.liveinternet.ru/users/gleban-spb/post101589190/


Cегодня мне попалась газета "Вестник профессорского собрания" со статьей Марии Николаевны Чистяковой:
История Николаевского дворца - современного Дворца труда


"За кадры верфям"
№ 1-2 (2424-2425) ЯНВАРЬ 2010 года

Как и большинство дворцов Санкт-Петербурга, история дворца великого князя Николая Николаевича-старшего богата интересными фактами и знаменитыми именами.
Участок, на котором располагается Николаевский дворец, с 1721 года был занят обслуживающим Адмиралтейство Канатным двором. В 1790-х годах здесь по проекту Ф.И. Волкова построили двухэтажные деревянные казармы для моряков, позже перестроенные А. Д. Захаровым.
За несколько лет до своей смерти император Николай I распорядился построить парадную резиденцию для своего третьего сына Николая. Именно это место было выбрано для дворца. Рядом совсем недавно открыли первый постоянный мост через Неву (Благовещенский), что и предопределило такой выбор. Автором проекта резиденции великого князя Кабинетом Его Императорского Величества был выбран Андрей Иванович Штакеншнейдер. Младшими архитекторами были назначены Август Ланге и Карл Циглер. Строительство по проекту Штакеншнейдера вели архитекторы А.П. Брюллов, К.А. Тон и Р.А. Желязевич.
Великий князь Николай Николаевич, ростом чуть ли не в сажень, могучего телосложения, не представлял из себя чего-либо выдающегося даже в отрицательном значении: лихой кавалерист, любитель балета - известна его долговременная связь с балетной танцовщицей Числовой. Официально он занимал должность командующего кавалеристскими силами России, и петербуржцам долгое время были памятны кавалеристские поездки офицеров в окрестности Петербурга.
Николаевский дворец был заложен 21 мая 1853 года. В основание здания был положен ковчежец с золотыми и серебряными монетами, позолоченная медная доска с гравированной надписью об этом событии.
Проект Николаевского дворца предусмотрел появление не только жилья для Николая Николаевича, но и манежа, конюшен, флигеля для прислуги. Николаевский дворец занял территорию в два гектара. Строительство приостанавливалось на время ведения Крымской войны, было возобновлено в 1856 году. Для этого из Департамента Уделов было выделено более трех миллионов рублей. Церемония открытия и освящения Николаевского дворца состоялась в декабре 1861 года. В Николаевский дворец великий князь переехал вместе со своей супругой Александрой Петровной.
Дворец великого князя Николая Николаевича (сына Николая I). Архитектор А. И. Штакеншнейдер. 1853-1861. Фотография конца XIXв.
Этот ансамбль сыграл особо важную роль в формировании облика Благовещенской площади. В отличии от Мариинского дворца, построенного в 1839-1844 годах, и в облике фасадов, и в отделке парадных интерьеров которого еще сохранились отголоски классицизма, Николаевский дворец, начатый десять лет спустя, по стилистике своих фасадов и интерьеров уже всецело принадлежит эклектике.
Фасады Николаевского дворца -типичный пример стилистики неоренессанса. Повторяя в общих чертах композиционные приемы итальянской архитектуры XVI века, Штакеншнейдер обработал фасады поэтажно размещенными ордерами и пилястрами.
Как и в неоренессансных фасадах построек Ефимова, ордер в композиции Николаевского дворца «звучит» совершенно иначе, чем в постройках эпохи классицизма. Из-за измельчен-ности масштаба он утрачивает геро-ичность и мощь, которые были свойственны композициям классицизма, в результате чего изменяется и вся интонация архитектурно-художественного образа дворца. Иначе воспринимается и его центральный портик из четырех гранитных колонн. Он уже не играет, как в классицизме, роль эмоционального и смыслового центра -из-за своего мелкого масштаба он превращается в простое оформление парадного подъезда, весьма удобное в условиях петербургского климата.

Дворец великого князя Николая Николаевича. Деталь фасада. Фотография 2008 г. Вместе с тем поэтажное размещение ордера и постепенное облегчение и измельчение ордерных элементов снизу вверх создают особенный художественный эффект: Николаевский дворец кажется больше своих истинных размеров. Причина этого впечатления - в характере ордерной обработки фасада. Первый этаж декорирован широкими ионическими пилястрами, второй - стройными коринфскими колоннами, а третий - короткими узкими пилястрами, и их небольшие размеры создают иллюзию перспективного сокращения. Снизу вверх облегчается не только ордер, но и скульптурный декор, и это тоже создает впечатление большой высоты здания.
В отделке интерьеров архитектор использовал разные стили, отдавая предпочтение ренессансу и барокко.
Его мастерство, его умение достичь интересных композиционных эффектов ярко проявилось в разработке парадной лестницы - это одно из самых интересных произведений не только Штакеншнейдера, но и во всей мировой архитектуре XIX века. Стремительный разбег маршей эффектно подчеркнут решеткой перил, четко «читающейся» на фоне белых стен: изящные колонны легко несут опирающиеся на них своды - архитектура кажется наполненной внутренним движением, и само пространство лестницы словно раздвигается в глубину и вверх.
Для оформмения вестибюля Штакеншнейдер использовал «казенный камень», оставшийся от строительства Исаакиепнкого собора. Лестница была украшена семнадцатью картинами работы художника Николая Ти-хобразова. Анфилада второго этажа (бельэтажа) начиналась Белой гостиной, украшенной лепными десюдепортами и живописными панно. Далее - Малая столон.1я, Китайская гостиная. В центре западного фасада - Розовая гостиная, потолок которой украшал плафон Суд Париса» художника А. Ясевича. В северо-западной части бельэтажа находились Танцевальный и Банкетный дпусветные залы (высотой в 17 метров). Танцевальный зал украшали скулы нуры работы Иенсена. Мебель для парадных залов была изготовлена мастером Андреем Туром.
В восточной части Николаевского дворца находились личные апартаменты Николая Николаевича и его супруги. Окна этих комнат выходили в сад и на Конногвардейский бульвар. В личные покои можно было попасть через Собственный подъезд со стороны сада. Отсюда можно было пройти в Бильярдную, комнату дежурного адъютанта, Приемную, Кабинет, Штандартную. Стены помещений украшали изображения любимых лошадей великого князя, написанные И. Швабе. На первом этаже Николаевского дворца располагались детские комнаты. В северо-западной части дворца жили воспитатели детей. Здесь же - запасные (гостевые) помещения, Рекреационный зал для спортивных игр.
Комплекс дворца великого князя Николая Николаевича и служебных корпусов. Архитектор А. И. Штакеншнейдер. 1853-1861. Чертеж А. И. Штакеншнейдера. 1850-е гг. Николаевский дворец изначально был оснащен водопроводом, канализацией, телеграфной связью с Генштабом, громоотводами, гидравлическим лифтом с кабиной из красного дерева. К Николаевскому дворцу примыкал манеж, выполненный в арабском стиле и соединенный с дворцом отдельным переходом. В нем были две комнаты для обслуги и помещение, в котором устраивали выставки породистых собак, лошадей или племенного скота. Великий князь Николай Николаевич был членом различных сельскохозяйственных и спортивных обществ. В центре сада находился круглый ледник в виде грота из красного финского гранита.
Примыкавшее к Благовещенской площади обширное владение Николая Николаевича заняло целый квартал: в его восточной части был построен корпус с квартирами для свиты и прислуги, между ним и дворцом разместились служебные постройки. Перед главным фасадом находилась открытая, стороженная ажурной решеткой, площадка, дававшая возможность рассмотреть фасад дворца с площади в деталях. В восточной части Николаевского дворца, со стороны сада, расположилась домовая церковь.
Двусветная домовая церковь Николаевского дворца была освящена протопресвитером В.Б. Божановым 24 октября 1863 года во имя Божией Матери всех скорбящих радости. Вход в нее был с парадной лестницы. Объем церкви завершала звонница с семью колоколами. Живописные работы в интерьере храма выполнил немецкий профессор живописи Л. Тирш. В 1872 году по проекту Ф.С. Харламова под солеею и алтарем была устроена часовня с приделами великомученицы Варвары и апостола Петра.
Таким образом, комплекс строений Николаевского дворца представляет собой своеобразный микроансамбль, в котором монументальному и нарядному дворцу противостоят скромно оформленные фасады служебных зданий. Различие в отделке фасадов дворца и служебных корпусов подчеркивала разницу в социальном положении их обитателей.

Парадная лестница во дворце великого князя Николая Николаевича. Фотография 1980-х гг.После смерти великого князя Николая Николаевича в 1890 году Николаевский дворец за долги был передан в ведение Департамента Уделов. Во дворце решили устроить женский институт, названный в честь дочери императора Александра III Ксении Александровны - Ксениинским. Николаевский дворецдля нужд института перестраивался под руководством Роберта Андреевича Гедике и Ивана Александровича Стефаница. На первом этаже появились канцелярия, квартира начальницы института и жилые помещения для преподавателей. На втором этаже разместились учебные классы. Конюшню перестроили под столовую, Манеж - под спальни. Институт предназначался для детей дворян. Девушек обучали не только наукам, но и прикладным знаниям - бухгалтерии, письму на пишущих машинках, разного рода рукоделиям, чтобы, как говорилось в программе, окончив институт, институтки не чувствовали себя оторванными от жизни, а наоборот, могли сразу проявлять свою трудоспособность. Ксениинский институт торжественно открылся 25 марта 1895 года. На церемонии присутствовал император Николай II.
В 1917 году Николаевский дворец передали Петроградскому Союзу профсоюзов. С тех пор он известен как Дворец Труда. В нем разместились Областной совет и ряд отраслевых профсоюзов, Народный университет профсоюзных работников, Центральная библиотека. Здесь же работала типография, в которой издавались журнал «Вестник профессиональных союзов» и газета «Труд». Для нужд этих организаций часть помещений была вновь перестроена. В 1918 году домовая церковь оказалась закрыта. На ее месте появился «красный уголок». На месте алтаря был установлен бюст Ленина.
В 1923 году Благовещенскую площадь переименовали. Благодаря новому названию Николаевского дворца ее назвали площадью Труда. Во время Великой Отечественной войны во Дворце Труда располагался госпиталь. Здание серьезно пострадало от бомбежек. Дворец отреставрировали в конце 1940-х - начале 1950-х годов.
В 1999 годувдомовой церкви возобновились богослужения. В настоящее время Николаевский дворец занимает Совет Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Также он используется в коммерческих целях, часть помещений сдается под офисы.



Мария Николаевна ЧИСТЯКОВА,
Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Tags: Санкт-Петербург
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author